Глава 2. Для начала о Sha-Bang

В простейшем случае, скрипт — это ни что иное, как простой список команд системы, записанный в файл. Создание скриптов поможет сохранить ваше время и силы, которые тратятся на ввод последовательности команд всякий раз, когда необходимо их выполнить.

Пример 2-1. cleanup: Сценарий очистки лог-файлов в /var/log

example-2-1.sh
# cleanup
# Для работы сценария требуются права root.
 
cd /var/log
cat /dev/null > messages
cat /dev/null > wtmp
echo "Лог-файлы очищены."

Здесь нет ничего необычного, это простая последовательность команд, которая может быть набрана в командной строке с консоли или в xterm. Преимущество размещения последовательности команд в скрипте состоит в том, что вам не придется всякий раз набирать эту последовательность вручную. Кроме того, скрипты легко могут быть модифицированы или обобщены для разных применений.

Пример 2-2. cleanup: Расширенная версия предыдущего сценария.

example-2-1.sh
#!/bin/bash
# cleanup, version 2
# Для работы сценария требуются права root.
 
LOG_DIR=/var/log
ROOT_UID=0     # Только пользователь с $UID 0 имеет привилегии root.
LINES=50       # Количество сохраняемых строк по-умолчанию.
E_XCD=66       # Невозможно сменить каталог?
E_NOTROOT=67   # Признак отсутствия root-привилегий.
 
 
if [ "$UID" -ne "$ROOT_UID" ]
then
  echo "Для работы сценария требуются права root."
  exit $E_NOTROOT
fi
 
if [ -n "$1" ]
# Проверка наличия аргумента командной строки.
then
  lines=$1
else
  lines=$LINES # Значение по-умолчанию, если число не задано в командной строке
fi
 
 
#  Stephane Chazelas предложил следующее,
#+ для проверки корректности аргумента, переданного из командной строки,
#+ правда это достаточно сложно для данного руководства.
#
#    E_WRONGARGS=65  # Не числовой аргумент
#
#    case "$1" in
#    ""      ) lines=50;;
#    *[!0-9]*) echo "Usage: `basename $0` file-to-cleanup"; exit $E_WRONGARGS;;
#    *       ) lines=$1;;
#    esac
#
#* Конец проверки корректности аргумента
 
 
cd $LOG_DIR
 
if [ `pwd` != "$LOG_DIR" ]  # или   if [ "$PWD" != "$LOG_DIR" ]
                            # Не в /var/log?
then
  echo "Невозможно перейти в каталог $LOG_DIR."
  exit $E_XCD
fi  # Проверка каталога перед очисткой лог-файлов.
 
# более эффективный вариант:
#
# cd /var/log || {
#   echo "Невозможно перейти в требуемый каталог." >&2
#   exit $E_XCD;
# }
 
 
 
 
tail -$lines messages > mesg.temp # Сохранить последние строки в лог-файле.
mv mesg.temp messages
 
 
# cat /dev/null > messages
#* Необходимость этой команды отпала, поскольку очистка выполняется выше.
 
cat /dev/null > wtmp  #  команды ': > wtmp' и '> wtmp'  имеют тот же эффект.
echo "Лог-файлы очищены."
 
exit 0
#  Возвращаемое значение 0
#+ указывает на успешное завершение работы сценария.

Если вы не желаете полностью вычищать системные логи, то выше представлена улучшенная версия предыдущего сценария. Здесь сохраняются последние несколько строк (по-умолчанию — 50).

Если файл сценария начинается с последовательности #!, которая в мире Unix называется sha-bang, то это указывает системе какой интерпретатор следует использовать для исполнения сценария. Это двухбайтовая последовательность, или 1) — специальный маркер, определяющий тип сценария, в данном случае — сценарий командной оболочки (см. man magic). Более точно, sha-bang определяет интерпретатор, который вызывается для исполнения сценария, это может быть командная оболочка (shell), иной интерпретатор или утилита. 2)

#!/bin/sh
#!/bin/bash
#!/usr/bin/perl
#!/usr/bin/tcl
#!/bin/sed -f
#!/usr/awk -f

Каждая, из приведенных выше сигнатур, приводит к вызову различных интерпретаторов, будь то /bin/sh — командный интерпретатор по-умолчанию (bash для Linux-систем), либо иной. 3) При переносе сценариев с сигнатурой #!/bin/sh на другие Unix системы, где в качестве командного интерпретатора задан другой shell, вы можете лишиться некоторых особенностей, присущих bash. Поэтому такие сценарии должны быть POSIX совместимыми. 4)

Обратите внимание на то, что сигнатура должна указывать правильный путь к интерпретатору, в противном случае вы получите сообщение об ошибке — как правило это «Command not found».

Сигнатура #! может быть опущена, если вы не используете специфичных команд. Во втором примере (см. выше) использование сигнатуры #! обязательно, поскольку сценарий использует специфичную конструкцию присваивания значения переменной lines=50. Еще раз замечу, что сигнатура #!/bin/sh вызывает командный интерпретатор по-умолчанию — /bin/bash в Linux-системах.

В данном руководстве приветствуется модульный подход к построению сценариев. Записывайте, собирайте свою коллекцию участков кода, который может вам встретиться. В конечном итоге вы соберете свою «библиотеку» подпрограмм, которые затем сможете использовать при написании своих сценариев. Например, следующий отрывок сценария проверяет количество аргументов в командной строке:

if [ $# -ne Number_of_expected_args ]
then
  echo "Usage: `basename $0` whatever"
  exit $WRONG_ARGS
fi


«Глава 1. Зачем необходимо знание языка Shell? | Часть 1. Введение | 2.1. Запуск сценария»

1) Некоторые разновидности Unix (основанные на 4.2BSD) требуют, чтобы эта последовательность состояла из 4-х байт, за счет добавления пробела после ! — #! /bin/sh.
2) В shell-скриптах последовательность #! должна стоять самой первой и задает интерпретатор (sh или bash). Интерпретатор, в свою очередь, воспринимает эту строку как комментарий, поскольку она начинается с символа #.

Если в сценарии имеются еще такие же строки, то они воспринимаются как обычный комментарий.
#!/bin/bash
 
echo "Первая часть сценария."
a=1
 
#!/bin/bash
# Это *НЕ* означает запуск нового сценария.
 
echo "Вторая часть сценария."
echo $a  # Значение переменной $a осталось равно 1.
3) Эта особенность позволяет использовать различные хитрости.
#!/bin/rm
# Самоуничтожающийся сценарий.
 
# Этот скрипт ничего не делает -- только уничтожает себя.
 
WHATEVER=65
 
echo "Эта строка никогда не будет напечатана."
 
exit $WHATEVER  # Не имеет смысла, поскольку работа сценария завершается не здесь.
Попробуйте запустить файл README с сигнатурой #!/bin/more (предварительно не забудьте сделать его исполняемым).
4) Portable Operating System Interface, попытка стандартизации UNIX-подобных операционных систем.
 
programming/abs-2.txt · Последние изменения: 01.03.2016 в 18:18 (внешнее изменение)
 
За исключением случаев, когда указано иное, содержимое этой вики предоставляется на условиях следующей лицензии:CC Attribution-Noncommercial-Share Alike 3.0 Unported
Recent changes RSS feed Donate Powered by PHP Valid XHTML 1.0 Valid CSS Driven by DokuWiki